ежедневно, c 10:00 до 20:00 по мск: +7(499)653−76−01
support@kursy-po-it.ru
 

Маршрутизатор умер, Netinstall не помогает

Распространенная ситуация: в каком-нибудь чате появляется сообщение о том, что устройство MikroTik умерло и Netinstall не помогает, т.к. устройство настолько мертвое, что утилита даже не видит устройство MikroTik.
Хотите научиться работать с MikroTik? В этом поможет углубленный курс по администрированию MikroTik. Получите демо-доступ к этому курсу бесплатно.
Мой опыт говорит, что в таких случаях чаще всего проблема не в том, что MikroTik мертвее всех мертвых, а в непонимании нюансов работы Netinstall. А еще мой опыт говорит, что переустановка RouterOS — это самая сложная лабораторная работа на очном курсе MTCNA. Расскажу об одной реальной ситуации с очного тренинга MTCNA. Обращается ко мне слушатель с запросом на пропуск лабораторной по переустановке RouterOS. В качестве обоснования запроса озвучивается то, что он совсем недавно переустановил RouterOS на партии где-то из двух сотен устройств. На это я даю более чем логичный, с моей точки зрения, ответ: «Я за всю жизнь не переустановил RouterOS на двух сотнях устройств. Вы эту ЛР должны сделать за пять минут с закрытыми глазами». В итоге этот инженер закончил эту ЛР самым последним. Мораль сей басни такова: крут не тот, кто переустановил RouterOS на двух сотнях устройств с одного и того же ПК, а крут тот, кто переустановил RouterOS с двадцати разных ПК на разных моделях. Возможно, этот человек узнает себя. Прошу не обижаться. Ситуация была очень показательна и лично для меня тоже. Я описал случай как факт, без какой-либо эмоциональной окраски.
Так вот: процедура переустановки одинакова всегда. Но более чем в половине случаев выскакивают нюансы, из-за которых переустановку не получается сделать. Вот про эти нюансы мы и поговорим.

Проблема на шаге № 11

«Дождаться, чтобы устройство отобразилось в интерфейсе Netinstall. Может занять до 40 секунд».
Если устройство НЕ отобразилось в интерфейсе Netinstall, есть два варианта рассуждений: правильный и неправильный.
Неправильный вариант: если устройство не отобразилось в интерфейсе Netinstall, то проблема в устройстве. Я уверен, что других проблем быть не может.
Правильный вариант: если устройство не отобразилось в интерфейсе Netinstall, то проблема чаще всего заключается не в устройстве. И для того чтобы исключить другие проблемы, надо убедиться, что другие устройства отображаются в Netinstall и не отображается только это устройство. При этом ПК обязательно должен быть тем же самым. Другое устройство в идеале должно быть таким же, но можно и другое. Лучше, если их будет несколько разных.
Простым языком: для того чтобы говорить наверняка, что проблема в устройстве MikroTik, надо убедиться, что на этом же ПК в Netinstall получается увидеть другие устройства MikroTik.
Проблемы, из-за которых устройство не отображается в интерфейсе Netinstall, приведены ниже. Официального списка нет. Это все мои наработки, накопленные в процессе моей инженерной работы и в процессе обучения других специалистов. Проблемы перечислены в порядке частоты, с которой они встречаются. Проблемы 1−4 очень частые.
1
Срывается удержание кнопки Reset. Кнопка или была все время удержана, или все остальное. «Чуть-чуть сорвалась», «совсем ненадолго сорвалась» — это уже то самое «все остальное». Самая большая проблема, когда этот срыв происходит незаметно. По моим наблюдениям, чаще всего это происходит, когда нажим делается тонкой зубочисткой. Зубочистка просто уходит в сторону, и человек этого даже не замечает.
2
Сторонний антивирус и (или) встроенный брандмауэр. Здесь надо быть внимательным. Часто бывает такое, что, отключив встроенный антивирус, инженеры думают, что пункт исключен. Но! После того как отключается брандмауэр встроенного антивируса, включается встроенный брандмауэр, который ранее был отключен.
3
Другие сетевые интерфейсы. Я тут предпочитаю не рассуждать «этот интерфейс используется, а этот не используется». Надо просто взять и отключить все интерфейсы, за исключением интерфейса, через который должна выполняться переустановка ОС. Может мешать все: VPN-интерфейсы, интерфейсы виртуализации и т. д.
4
Не хватает перезагрузки компьютера. Все максимально просто. Надо просто взять и перезагрузить ПК без дополнительных рассуждений вроде «я включил его всего полчаса назад».
5
Несовместимость некоторых сетевых адаптеров (часто, но не исключительно, на переходниках USB → Ethernet). Рекомендуется включить коммутатор между ПК и маршрутизатором. Редкая проблема, но встречал лично, и не один раз.
6
TFTP-сервер на компьютере.
7
В настройках сетевой карты ПК отключен NetBIOS.
Хотите научиться работать с MikroTik? В этом поможет углубленный курс по администрированию MikroTik. Получите демо-доступ к этому курсу бесплатно.

Проблема на шаге № 17

«Дождаться появления надписи: Installation finished successfully».
Переустановка считается выполненной успешно ТОЛЬКО после того, как появилась надпись Installation finished successfully. Как на прикрепленном скриншоте. Нет такой надписи — нет результата. Все остальные надписи не говорят о том, что результат появился.
MikroTik Netinstall
Installation finished successfully
В рамках своей инженерной практики у меня всегда все проходило хорошо, и с проблемой того, что эта надпись не появлялась, я ни разу не сталкивался, до тех пор пока не начал проводит официальные курсы MikroTik. А вот тут оказалось, что в каждой группе есть хотя бы один человек, у которого «бегунок» пробегает быстро и до заветной надписи дело не проходит.
В итоге всегда помогает одно решение: использовать другую версию RouterOS. Можно выше, можно ниже, но главное, чтобы другую.
При этом:
  1. Версия Netinstall корректная и совпадает с версией RouterOS.
  2. На другом ПК этот же маршрутизатор будет прошиваться без проблем.
  3. Загрузка файла заново не помогает.
Хотите научиться работать с MikroTik? В этом поможет углубленный курс по администрированию MikroTik. Получите демо-доступ к этому курсу бесплатно.